Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Дополнительный свет на снегоход – как выбрать светодиодную оптику
Дополнительный свет на снегоход – как выбрать светодиодную оптику
12.06.2021
Обзор самых мощных квадроциклов CFMOTO
Обзор самых мощных квадроциклов CFMOTO
21.06.2021
Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Ведущий российский производитель снегоходов – это «Русская механика» («РМ»). Цена на утилитарные модели компании начинается от 290 000 рублей, при этом техника выносливая и проходимая. Один из самых легендарных снегоходов бренда – «Буран» – за счет компоновки с одной лыжей и двумя гусеницами стал незаменим для многих промысловиков и работников лесного хозяйства. Вторая известная модель от «РМ», двухлыжная «Тайга», также востребована по сей день – например, версия TAYGA PATRUL 551 SWT используется силовыми структурами, армией и подразделениями МЧС.

На момент середины 2021 года в линейке «Русской механики» 14 снегоходов. Кроме утилитарных, есть детская, «взрослая» легкая и туристические модели. В статье мы подробно расскажем о каждой из них.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Детские и легкие снегоходы «Русской механики»

К детским моделям относится мини-снегоход «ТАЙГА РМ РЫСЬ», а к легким «взрослым» – TIKSY 250 ЛЮКС.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Эта модель с четырехтактным 196-кубовым двигателем подойдет ребенку от шести лет. По компоновке она аналогична взрослой технике, поэтому в будущем начинающему водителю будет проще освоить полноразмерный снегоход.

Спереди используется рычажная подвеска с ходом 80 мм, сзади – склизовая с ходом 170 мм. Гусеница, размеры которой 1728 мм в длину и 257 мм в ширину, позволяет ездить по неглубокому снегу.

Чтобы избежать травм при катании, производитель предусмотрел страховочный выключатель зажигания, кнопку экстренной остановки двигателя и ограничитель скорости.

Управление снегоходом упрощает небольшой вес (75 кг), а устойчивость улучшают низкий центр тяжести и широкая колея лыж (880 мм).

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Снегоход среднего размера, подходящий для подростков и взрослых людей. Двигатель у него 249-кубовый, развивающий 20 л.с. – тяги двухтактного агрегата вполне хватает для буксировки саней массой до 150 кг и разгона до 60 км/ч, но по неглубокому или укатанному снегу. Охлаждение мотора воздушное, а топливная смесь поступает из карбюратора.

Гусеница установлена длиной 3170 мм и шириной 380 мм – не лучший вариант для целины, но для нее модель и не предназначена. Передняя подвеска рычажная с ходом 160 мм, а задняя – склизовая с ходом 300 мм.

Кроме узкой гусеницы, маневренность модели повышают небольшая база лыж (875 мм) и малый вес (210 кг). Снегоход легко заваливать на бок, а в случае застревания можно вытащить в одиночку – с крупными «утилитарниками» это удается сделать не всегда.

«Понижайки» у снегохода нет – только передача вперед и электронный реверс.

В базовую комплектацию входят электрический и ручной стартер, обогрев ручек руля и курка газа, а также тягово-сцепное устройство.

Снегоходы «Буран»

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Компоновка «Бурана», вне зависимости от версии, отличается тремя особенностями:

Одна лыжа. За счет этого повышается маневренность в густом лесу. Снегоход легко лавирует между деревьев и редко цепляется за препятствия.

Две гусеницы. Ширина каждой – 380 мм. В сумме это больше, чем у всех снегоходов класса SWT, которые имеют одну гусеницу шириной 600 мм, поэтому у «Бурана» отличная проходимость.

Катковая задняя подвеска. Ей, в отличие от более популярной склизовой, не нужна смазка снегом.

Первый «Буран» появился в 1971 году. Сначала снегоход оснащался мотором от мотоцикла «ИЖ-Юпитер-3», но позже получил собственный более мощный двигатель – РМЗ-640.

Тяжелую проверку снегоходу устроили в 1974 году – 18 марта девять «Буранов» отправились из Рыбинска в Воркуту, преодолев в итоге более полутора тысяч километров. Также в этом же году снегоход доставили в Арктику на научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22». Там он тоже показал себя отлично – при морозе ниже 30 градусов «Буран» запускался без предварительного подогрева.

К 1986 году было выпущено уже 100 000 «Буранов» – снегоходу нашлось применение в рыболовецких колхозах, охотничьих хозяйствах, на предприятиях связи и в арктических экспедициях.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Самый доступный «Буран» – на момент середины 2021 года его можно купить за 289 200 рублей. Оснащается двухтактным двигателем объемом 635 см³ и мощностью 34 л.с. Выпускается только в короткой версии с гусеницами длиной 2878 мм, поэтому максимальная тяговая способность – 250 кг. В отличие от легкой модели «Тикси», «Буран» отлично справляется с перевозкой тяжелых саней даже по пересеченке. Фаркоп включен в базовое оснащение.

Трансмиссия у снегохода вариаторная с тремя передачами – вперед, назад и нейтраль. За счет большого передаточного числа и низкооборотистого мотора «понижайка» здесь не нужна. Максимальная скорость снегохода по укатанной дороге – 65 км/ч.

Комплектация у модели «БУРАН А» минимальная – без электростартера, обогрева рукояток и курка газа.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Это модернизированный «Буран» с более крепкими бампером и лыжей и автоматическим натяжителем цепи на коробке реверса. Также у него расширенная комплектация – запуск упрощает электростартер, комфорт повышают обогрев ручек и курка газа. Модель выпускается в двух вариациях, которые отличаются длиной базы. Преимущества длинной версии – это повышенная проходимость, вдвое большая тяговая способность (500 кг) и багажная платформа сзади. Короткий «Буран Лидер» лучше по маневренности.

По основным параметрам этот снегоход аналогичен модели «БУРАН А». Двигатель двухтактный с воздушным охлаждением. Топливо подает карбюратор. Подвески тоже не изменились – сзади катковая, спереди эллиптическая рессора.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Этот «Буран» по технической части сильно отличается от предыдущих. У него четырехтактный мотор объемом 747 см³ и мощностью 29 л.с, который делает снегоход более экономичным и менее громким, а также избавляет от едкого запаха выхлопа и снижает уровень вибрации. При этом охлаждение по-прежнему воздушное, а система подачи топлива – карбюраторная. По трансмиссии модель тоже отличается от двух предыдущих – появилась «понижайка».

Обогрева ручек руля и курка газа в базовой комплектации снегохода нет, но предусмотрены электрический стартер, фаркоп и фара-прожектор.

Как и «БУРАН ЛИДЕР», этот снегоход доступен в короткой и длинной версиях. Выбирать нужно в зависимости от того, что важнее – тяга и проходимость или маневренность.

Снегоходы «Тайга»

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Под названием «Тайга» выпускаются утилитарные снегоходы с классической компоновкой: у них одна гусеница шириной 50-60 см и две лыжи. Подвески также более привычные для современной техники: спереди телескопическая, сзади склизовая – в отличие от катковой, она не боится наледи и имеет меньшее сопротивление движению. По комфорту, управляемости и проходимости в условиях заснеженной равнины «Тайга» выигрывает у «Бурана», но в густом лесу ехать на ней сложно.

Рассмотрим все снегоходы «Тайга» в порядке возрастания стоимости.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Снегоход оснащается двухтактным двигателем объемом 497 см³ и мощностью 43 л.с., который позволяет разогнаться до 80 км/ч и в сочетании с трансмиссией с «понижайкой» обеспечивает отличную тягу – можно буксировать грузы до 250 кг.

Спереди у модели телескопическая подвеска с ходом 105 мм. В отличие от рычажной, которая более популярна на туристической технике, она позволяет сделать более узкой базу лыж и отличается меньшим количеством выступающих элементов – за счет этого повышается маневренность и уменьшается риск зацепиться за препятствие.

Сзади используется склизовая подвеска с ходом 190 мм – за счет гидропневматического амортизатора и пружин кручения она сохраняет комфорт вне зависимости от нагрузки, а подламывающаяся «пятка» облегчает движение назад в глубоком снегу.

Небольшой вес снегохода, 260 кг, повышает устойчивость на глубоком снегу и упрощает управление. Также проходимость улучшает крупная гусеница, размеры которой – 3968 мм в длину и 500 мм в ширину. Высота грунтозацепов – 22 мм.

В базовой комплектации «ТАЙГА ВАРЯГ 500» поставляется с фаркопом, обогревом рукояток руля и курка газа.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

От модели «ТАЙГА ВАРЯГ 500» этот снегоход отличается в первую очередь более мощным мотором – 553-кубовым, развивающим 55 л.с. Также у него больше ход передней подвески (150 мм), два карбюратора, более низкий руль и есть электростартер.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Главные отличия этого снегохода от «ТАЙГА ВАРЯГ 500 V SE» – это гусеница с 30-миллиметровыми грунтозацепами, гидравлическая тормозная система, задняя подвеска с увеличенным до 385 мм ходом и двумя амортизаторами, а также расширенная базовая комплектация – с приборной панелью KOSO с возможностью установки датчика температуры, электронным указателем уровня топлива, двухуровневым сиденьем со съемной спинкой и рукоятками для пассажира.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

У этого снегохода суперширокая (600 мм) гусеница, что повышает проходимость и улучшает тяговую способность – можно буксировать грузы массой до 500 кг. Двигатель установлен двухтактный 553-кубовый мощностью 55 л.с. Трансмиссия вариаторная с двумя передачами вперед, реверсом и нейтралью. Передняя подвеска телескопическая с ходом 150 мм, задняя – склизовая с ходом 190 мм.

В базовой комплектации снегохода есть двухуровневое сиденье, съемная спинка с пассажирскими рукоятками, обогрев рукояток руля и курка газа, электростартер и фаркоп.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Второй снегоход с 600-миллиметровой гусеницей от «Русской механики». Создавался для силовых структур, армии и подразделений МЧС. Основные отличия от TAYGA PATRUL 550 SWT – это мотор мощностью 60 л.с., раздельная система смазки, жидкостная система охлаждения и возросшая на 20 км/ч максимальная скорость (100 км/ч).

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Это самая комфортная «Тайга» – ее можно назвать утилитарно-туристической. Двигатель у модели четырехтактный объемом 800 см³ и мощностью 60 л.с. – в сравнении с двухтактниками» он более экономичный, менее шумный, с не таким едким выхлопом и более тяговитый на низких оборотах. За поддержание оптимальной температуры мотора отвечает двухконтурное жидкостное охлаждение. Экономичность расхода и максимально эффективное сгорание топливовоздушной смеси обеспечивает электронный впрыск, а запуск при сильном морозе облегчает система подогрева охлаждающей жидкости.

Гусеница на снегоходе 600-миллиметровая. Спереди используется телескопическая подвеска с ходом 150 мм, сзади – склизовая с ходом 385 мм, которая отличается регулируемым по преднатягу пружины амортизатором для комфортной езды вне зависимости от загрузки, а также подламывающейся пяткой.

В комплектацию снегохода включены двухуровневое сиденье со съемной спинкой и обогреваемыми пассажирскими рукоятками, аккумулятор увеличенной емкости (45 Ач), электростартер, фаркоп, многофункциональная приборная панель Koso, обогрев ручек руля и курка газа, а также розетка на 12V.

Максимальная масса груза, который может буксировать TAYGA PATRUL 800 SWT – 500 кг.

Туристические российские снегоходы

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

К туристическим относятся модели VECTOR и FRONTIER. У них новая алюминиевая платформа и рычажная подвеска, главные плюсы которой в сравнении с «телескопами» – это больший ход, повышенные управляемость и комфорт, а также меньший риск повредить раму при столкновении с препятствием. Также использование рычажной системы позволяет сделать шире базу лыж, что повышает устойчивость.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Самый доступный туристический снегоход «Русской механики». Оснащается двухтактным мотором объемом 553 см³ и мощностью 60 л.с. Охлаждение у него жидкостное, система смазки раздельная, а топливо подает карбюратор. Производительности двигателя хватает, чтобы разогнаться до 100 км/ч, а также буксировать грузы – как и на утилитарных моделях, здесь предусмотрена пониженная передача.

Длина гусеницы этой модели – 3968 мм, ширина – 500 мм, а высота грунтозацепов – 30 мм. Она обеспечивает хорошую проходимость по глубокому снегу. Спереди используется рычажная подвеска с ходом 220 мм, сзади – склизовая с ходом 385 мм, оснащенная двумя гидропневматическими амортизаторами и подламывающейся «пяткой». Широкая база лыж, 1100 мм, повышает устойчивость.

Сиденье у снегохода модульное. Можно ездить с пассажиром или снять заднюю часть, освободив место для груза. В базовой комплектации есть электростартер, подогрев курка газа, рукояток водителя и пассажира.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Тот же самый RM VECTOR 551, описанный выше, но с инжекторным двигателем мощностью 65 л.с. – он на 5 л.с. мощнее карбюраторного агрегата в более доступной модели.

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Российские снегоходы – обзор модельного ряда

Топовый туристический снегоход в модельном ряду «Русской механики». Оснащается «литровым» четырехтактным двигателем мощностью 72 л.с. У него электронная система впрыска и жидкостное охлаждение. Максимальная скорость, которую может развить эта модель – 110 км/ч. Для неспешного передвижения по пересеченке и буксировки есть понижающая передача. Надежность работы трансмиссии повышает канадский вариатор СVTech.

Обе подвески у снегохода настраиваемые по жесткости: спереди рычажная с ходом 220 мм, сзади – склизовая с ходом 385 мм, у нее газопневматический центральный и гидропневматический задний амортизаторы. Движение назад в глубоком снегу облегчает подламывающаяся пятка.

Гусеница установлена длиной 3968 мм и шириной 500 мм, с 31-миллиметровыми грунтозацепами. База лыж – 1100 мм.

В стандартной комплектации модели есть электростартер, фаркоп, розетки для шлемов, подогрев курка газа, рукояток водителя и пассажира.

Итог – какой российский снегоход выбрать

Выбирайте в зависимости от цели покупки:

Для детей – «ТАЙГА РМ РЫСЬ».

Для прогулочной езды по неглубокому снегу, а также в качестве первого снегохода подростку – TIKSY 250 ЛЮКС.

Для работы по хозяйству, охоты, рыбалки и прочих утилитарных целей – «ТАЙГА ВАРЯГ 500», «ТАЙГА ВАРЯГ 550 V SE», «ТАЙГА ВАРЯГ 550 V», «TAYGA PATRUL 550 SWT», «TAYGA PATRUL 551 SWT» и «TAYGA PATRUL 800 SWT».

Для туризма – «TAYGA PATRUL 800 SWT», RM VECTOR 551, RM VECTOR 551I и FRONTIER 1000.