Как устроен вариатор квадроцикла

Снегоходы за 200 тысяч рублей – что выбрать
Снегоходы за 200 тысяч рублей – что выбрать
29.01.2021
Скажем НЕТ подорожанию техники!
Скажем НЕТ подорожанию техники!
08.02.2021
Как устроен вариатор квадроцикла

Вариаторная трансмиссия — самая распространенная на квадроциклах. Именно такую и ставят на большинство моделей: и на туристические, и на рабочие, и на спортивные. 

Как устроен вариатор квадроцикла

Мы расскажем, как устроены и как работают такие КПП, чем они хороши, и как их обслуживать.

Устройство и принцип работы

Существует несколько видов вариаторов. Мы расскажем про самый распространенный — центробежный.  

Он состоит из следующих частей: 

  1. Ведущий шкив. Состоит из двух щек (дисков), между которыми образуется желоб. Щеки между собой соединены втулкой. Одна щека установлена на втулке неподвижно (не смещается вперед-назад), и имеет крыльчатку, для охлаждения ремня. Вторая щека может смещатсья вперед-назад на втулке — ближе-дальше ко второй щеке. Ведущий шкив соединен с коленвалом двигателя, и именно ему и передается вращение. 
  2. Ведомый шкив. Тоже состоит из двух дисков, между которыми образуется желоб. Между щеками установлена пружина, которая прижимает их друг к другу, если квадроцикл стоит на месте. Ширина желоба при этом минимальная. 
  3. Клиновидный ремень, в разрезе имеет форму трапеции, в желоба шкивов входит нижней (более узкой) частью. За счет этого при изменении ширины желобов ремень может смещаться вверх-вниз по желобу. 

Как устроен вариатор квадроцикла

Когда квадроцикл стоит на месте, расстояние между щеками ведущего шкива максимальное, а между щеками ведомого шкива — минимальное. Получается, что в желоб первого шкива ремень утоплен максимально, а в желоб второго — наоборот. 

Когда двигатель набирает обороты, подвижная щека ведущего шкива за счет центробежной силы начинает прижиматься ко второй. Ширина желоба между ними уменьшается, и ремень выталкивается вверх, на больший радиус. Чем больше оборотов двигателя — тем больше щеки прижимаются друг к другу, тем меньше желоб между ними, и тем больше радиус, по которому ходит ремень. 

С ведомым шкивом наоборот: при наращивании оборотов центробежная сила разжимает пружину, отталкивая одну щеку от другой. Ширина желоба между ними увеличивается, и ремень «погружается» в него глубже. Чем больше оборотов — тем меньше радиус, по которому ходит ремень. 

Если хоршо разбираться в устройстве вариатора, можно даже изменять скоростные характеристики квадроцикла: какую скорость он сможет развивать максимально, как быстро будет разгоняться. Для «регулировки» необходимо заменить (или растянуть, или подрезать) пружину на ведомом шкиве, и заменить стандартные ролики из ведущего шкива на более тяжелые.

Плюсы и минусы вариатора по сравнению с МКПП и АКПП

Плюсы: 

  • обслуживать вариатор дешевле и проще, чем АКПП;
  • поскольку техники с вариатором много, на нее легко найти детали;
  • вариатор надежнее, чем «автомат» (за счет более простого устройства);
  • вариатор проще в использовании, чем МКПП, к нему легко и быстро привыкаешь. 

Как устроен вариатор квадроцикла

Из минусов: на МКПП можно точнее выбирать передачу под ситуацию (скорость, поверхность, нагрузку на квадроцикл, уклон).

Обслуживание вариатора квадроцикла

Замена клиновидного ремня

Из-за постоянного трения о шкивы ремень постепенно изнашивается. В среднем его хватает на 4-8 тысяч км пробега (точное число указано в инструкции к вашему квадроциклу) — после чего его нужно менять.

Другие причины для замены: 

  • корд расслаивается, на нем есть трещины;
  • видны сорванные «зубья»;
  • при езде слышен запах резины или дым из корпуса вариатора. 

Замену ремня можно выполнить самостоятельно, разобрав корпус. В некоторых моделях нужно еще и снимать оба шкива, или развести щеки ведомого шкива (для этого в него нужно вкрутить болт).

Чистка

При езде по воде, грязи и песку вариатор необходимо чистить. Делать это нужно после каждого «грязного» или «мокрого» заезда. Для чистки можно просто промыть механизм водой. Для надежности можно снять ремень и промыть его отдельно (чтобы песок, глина и мелкие камни не забились между ремнем и шкивами).

Где покупать расходные материалы для квадроцикла

Купить ремень можно в нашем магазине нас. Мы же можем выполнить его замену. Также мы можем почистить вариатор и отремонтировать его, если это понадобится.