Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Хотите покататься на мотоцикле в горах?
Хотите покататься на мотоцикле в горах?
22.12.2021
График работы сети мотосалонов АТВАРМОР в новогодние праздники
График работы сети мотосалонов АТВАРМОР в новогодние праздники
29.12.2021
Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Чтобы уверенно ездить по заснеженному бездорожью на снегоходе, нужно твердо усвоить основы управления такой техникой. В целом ничего сложного в этом нет, даже если сесть за руль в первый раз. А чтобы потратить на обучение меньше времени и избежать распространенных ошибок, можно изучить наш гайд, посвященный основам езды на снегоходе. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Основы движения

Первое, что нужно отработать новичку — простейшие элементы движения. Райдер должен научиться правильно трогаться с места, работать газом и тормозом, набирать и держать скорость, поворачивать. С этих нюансов мы и начнем. 

Набор скорости

На правой рукоятке находится курок газа. Нажимается он большим пальцем правой руки. Работает так же, как на любом другом транспорте: чем сильнее нажим — тем больше бензина в двигатель подается, и тем выше скорость. И наоборот: если отпустить курок, дроссельная заслонка прикроется и скорость начнёт падать. Если раньше вы ездили на мотоцикле, квадроцикле или автомобиле, к снегоходному курку придется привыкать, особенно если учесть, что жать его придется в толстых перчатках. 

Учтите, что курки газа будут по-разному работать на снегоходах разного класса. Например, у легких горных снегоходов с мощным турбированным двигателем газ очень чуткий, поэтому нажимать его нужно очень аккуратно и плавно. И наоборот: на экономичных утилитарных снегоходах вроде Варяг 500 или Буран А набор скорости происходит медленнее и спокойнее. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Первое, чему нужно учиться, это троганье с места и простая езда по прямой с правильной работой газом и тормозом

Вывод такой: нужно привыкнуть к курку газа конкретного снегохода, чтобы понять, как он реагирует на нажатие. Для этого нужно просто не спеша прокатиться по безопасному открытому участку. 

Торможение

Тормоза у снегохода находятся слева на руле, нажимаются пальцами. Однако они нужны не всегда: если впереди есть достаточно пространства, а скорость небольшая — можно просто отпустить газ. Автомобиль по ровному асфальту со скорости в 40-50 км/ч может проехать еще несколько сотен метров, но снегоход остановится намного быстрее, ведь его будет тормозить снег. 

Рычаг тормоза обычно используется для сброса скорости или для экстренного торможения. Нажимать его стоит легко и плавно, особенно на большой скорости — иначе можно уйти в занос. Лучше всего работать тормозом дозированно: слегка нажимая и быстро отпуская, чтобы не блокировать гусеницу полностью. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Элементы управления снегохода “Тайга Патруль”: курок газа под большой палец на правой рукоятке, ручка тормоза на левой рукоятке, рукоять переключения передач под левой рукояткой

Процесс и интенсивность торможения будут зависеть от: 

  • скорости, с которой начинается торможение;
  • усилия на рычаг тормоза (сильнее жмем — быстрее остановимся, но при резком нажатии на большой скорости снегоход может уйти в занос или потерять управление);
  • веса снегохода (не паспортного, а реального: снегоход с пассажиром или грузом на буксире будет тормозить быстрее, чем только с водителем);
  • длины гусеницы и количества грунтозацепов (чем больше грунтозацепов, чем они длиннее и чем длиннее сама гусеница — тем быстрее затормозит снегоход);
  • наклона дороги (при езде в горку снегоход остановится быстрее, чем при езде с нее);
  • положения тела (если ехать сидя и отклонить корпус назад, увеличив давление на гусеницу — снегоход можно остановить чуть быстрее, но этому нужно научиться);
  • плотности снега: на укатанном снегу снегоход будет тормозить дольше, чем на рыхлом нетронутом. 

Вывод такой же, как и при работе с газом: к торможению в разных условиях придется привыкать. 

Переключение передач

Переключать передачи нужно после полной остановки снегохода. Ручка переключения находится рядом с рулем — справа или слева, в зависимости от модели. 

На большинстве моделей есть такие передачи: 

  • нейтральная — нужна для прогрева двигателя и ремня;
  • задняя — чтобы ехать назад (на некоторых снегоходах задний ход включается не ручкой КПП, а кнопкой на руле);
  • парковочный тормоз;
  • передняя пониженная — нужна для медленного преодоления сложных участков или для буксировки, скорость пониженной передачи составляет до 20 км/ч;
  • передняя повышенная — универсальная передача для движения вперед.

У некоторых снегоходов список передач может отличаться: например, парковочного тормоза или заднего хода может не быть, или передача может быть только одна —  «общая».   

Вхождение в поворот

Перед поворотом стоит сбросить скорость (если ехали быстро), а входить в него нужно по плавной дуге. Резкие повороты на большой скорости, особенно на снегоходах с узкой гусеницей и маленьким расстоянием между лыжами повышают риск того, что снегоход завалится на бок. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Хорошо видно, что райдер наклонился в сторону, в которую повернуты лыжи

Если все-таки возникла необходимость повернуть резко (например, впереди большое препятствие) — при вхождении в поворот нужно наклониться в сторону, противоположную повороту, чтобы оставить центр тяжести повыше, а не заваливать его к земле. 

Положение корпуса и ног при езде

Обычное положение тела при управлении — сидя на кресле, ноги согнуты в коленях и стоят на подножках. Если ездить не очень быстро, менять положение  не придется. Но в некоторых ситуациях движения корпусом, даже в сидячем положении, могут пригодиться. Например: 

  • при езде в горку можно наклонять корпус вперед, прижимая лыжи к снегу;
  • при езде под горку можно откинуться назад, выпрямив руки;
  • при вхождении в поворот можно отклоняться в сторону, противоположную стороне поворота (например, если поворачиваем влево — снегоход будет крениться влево, а значит, нам нужно наклониться вправо).

Более активный вариант — когда водитель стоит на полусогнутых ногах. Такая позиция хороша тем, что: 

  • позволяет лучше видеть дорогу впереди и по сторонам;
  • центр тяжести находится выше — а значит, все приемы (наклоны корпуса вперед, назад и в стороны) дадут больший эффект. 

Чем выше встает райдер — тем выше «поднимается» центр тяжести, и тем больший эффект будет иметь положение его тела. Езду на полусогнутых лучше практиковать только опытным райдерам, и только в специальных снегоходных ботинках, которые улучшают сцепление с подножками. Привыкать к ней нужно на небольшой скорости. 

Ещё один вариант позы — встать одним коленом на сиденье, вторую ногу держать на подножке. В таком положении водитель лучше «прижимает» гусеницу к снегу, что незаменимо в глубоких сугробах. Но ездить так лучше только либо по прямым отрезкам, либо по участкам без крутых поворотов — если потерять баланс, легче будет упасть в сторону «пустой» подножки.  

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Райдер стоит на снегоходе правым коленом, левая нога находится на подножке

И последний вариант: полностью встать на подножках. Такая позиция позволяет хорошо оглядеться. Но ездить стоя можно только на очень маленькой скорости, и только если дорога впереди прямая и хорошо просматривается. 

Управляемость в зависимости от ширины гусеницы

Этот пункт особенно касается тех, кто уже катался на снегоходе с одной шириной гусеницы, а потом пересел на другую. Например, ездил на 400-миллиметровой, а затем перешел на 500- или 600-миллиметровую. 

Ширина трака сильно влияет на управляемость. Узкая гусеница выдавливает снег клином — то есть, ее края «загнуты» вверх, а середина слегка продавливается вниз. Это позволяет устойчивее держаться на плотном укатанном снегу. Но зато на таком снегоходе легче закопаться в глубоких сугробах. 

А у широких гусениц (500 и особенно 600 мм) все наоборот: бока трака продавливаются глубже, чем середина профиля, из-за этого след получается немного выпуклым. На глубоком снегу, на небольшой скорости и без резких поворотов это не ощущается, и снегоход едет уверенно. Но при резких маневрах, особенно при коротких частых поворотах, с непривычки можно будет накрениться.

Что делать водителю в нештатных ситуациях

Даже в неспешной поездке на небольшую дистанцию райдер может столкнуться с разными непривычными условиями. Рассказываем, как в них лучше поступить. 

Снегоход закопался в снег

Застрять можно, если заехать в слишком глубокий рыхлый снег, и там пытаться сбрасывать скорость, или наоборот резко газовать. Еще можно застрять при повреждении гусеницы. 

Самое главное правило, если снегоход уже застрял — не пытаться выкручивать газ на максимум. Если ход потерян, так можно только глубже зарыться. 

Действуем следующим образом: 

  • если ехали с пассажиром — пассажир слезает;
  • если на снегоходе был какой-то груз — его нужно снять;
  • разгребаем снег вокруг снегохода (если лопаты нет, это можно сделать руками, или раскачать снегоход влево-вправо);
  • не обязательно, но тоже можно: руками при заглушенном двигателе освобождаем от снега гусеницу (и по бокам, и внутри). 

После этого снегоход можно либо потянуть спереди за рычаги подвески или бампер, или, если он не тяжелый, а вы катались не в одиночку — можно просто поднять его и вынести из ямы. Также после раскапывания можно попытаться просто выехать своим ходом, особенно если снегоход зарылся неглубоко. 

Снегоход заваливается набок

Если снегоход начал заваливаться набок, идеальный вариант — спрыгнуть в сторону, противоположную падению. Даже легкая техника без груза весит под 200 кг, и если она упадет на ногу — в лучшем случае будет ушиб. Особенно опасно упасть при езде по склону. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

На фото снегоход кренится на левый бок, райдер пытается уравновесить крен, отклонившись корпусом вправо

Однако на практике среагировать на падение и отпрыгнуть в нужную сторону удается редко, даже на небольшой скорости. Поэтому возможны и другие варианты: 

  • Спрыгнуть назад. Не очень удачный и не очень безопасный способ спастись, потому что можно зацепиться ботинками за подножки и упасть. 
  • Если приходится падать в сторону переворота снегохода — не останавливаться, а катиться по снегу как можно дальше или отбегать (если приземлились на ноги). Несколько центнеров, завалившихся на бок, по снегу не протащит слишком далеко. Поэтому каждый лишний метр может спасти здоровье райдера. 

Снегоход может завалиться набок из-за слишком резкого вхождения в поворот, или если между лыжами произойдет резкий перекос. Например, одна проедет по глубокой яме или на большой скорости наедет на кочку. Также бывает, что райдеры заваливают технику при езде по склону вверх или вниз при попытках встать или резко вывернуть руль, двигаясь вдоль подъема. Таких ситуаций стоит избегать. 

Езда с пассажиром

При езде с пассажиром снегоход будет медленнее разгоняться, его максимальная скорость будет ниже, а маневрировать будет сложнее. Главное правило — в повороты нужно входить еще плавнее. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Пассажир сидит ровно, держится обеими руками за специально предназначенные для этого ручки по бокам

При быстрой езде пассажиру желательно прижаться к водителю корпусом и обхватить его руками. Так пассажир сможет наклоняться вместе с райдером в сторону поворота. В остальных случаях (если ехать неспеша, без резких маневров) пассажиру стоит держаться за ручки. 

Езда с грузом на буксире

Первое правило — тормозить резко нельзя даже с небольшой скорости, иначе груз просто въедет в снегоход сзади. Второе — входить в повороты резко тоже нельзя. Груз может слететь с дороги и врезаться во что-то. Или, если груз будет достаточно тяжелым, он может потянуть за собой снегоход и развернуть его. 

Движение в группе

В группе важно двигаться цепочкой — с лидером и замыкающим — и выдерживать безопасную дистанцию между снегоходами. Перед стартом все участники должны знать планируемый маршрут и пункт назначения. Если маршрут хорошо известен, опытный райдер должен рассказать про скоростной режим и опасные участки, если такие есть. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Видно, что снегоходы движутся цепочкой один за другим

Если у всех участников группы нет гарнитуры в шлемах, сигналы передаются руками: 

  • поднятая вверх левая рука — остановка;
  • вытянутая параллельно земле левая рука — поворот влево;
  • согнутая в локте под прямым углом рука, от плеча до локтя параллельная земле — поворот вправо. 

Сигналы должны передаваться по цепочке — поскольку из-за дистанции (а также из-за поворотов дороги, склонов, плохой видимости) лидера будут видеть не все, а только следующий за ним райдер. Например, если лидер принимает решение об остановке и поднимает руку вверх — этот жест должны повторить все участники группы. 

Движение по разной местности

Манера езды сильно зависит от того, где именно нужно проехать: по ровному полю, лесу с плотно растущими высокими деревьями или по крутым горным склонам. 

Лес

Снег в лесу обычно глубокий и нетронутый, освещение зачастую приглушенное даже в солнечный день — из-за деревьев, заслоняющих лучи. Ездить через лес нужно аккуратно: не спеша, внимательно смотря перед собой и объезжая (или останавливаясь и проверяя) подозрительные участки. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Высокие и плотно растущие деревья заслоняют свет, поэтому даже в ясный солнечный день в лесу может царить приглушеное освещение, поэтому райдер движется с включенными фарами

Причина такой осторожности в том, что под нетронутым снегом могут скрываться: 

  • пни;
  • поваленные стволы деревьев;
  • кочки и ямы. 

Снегоходная трасса

В России есть немало специализированных снегоходных трасс. Ездить по ним безопасно: можно заранее посмотреть маршрут, узнать его длину и быть уверенным, что на нем не будет опасностей (от пеньков до выехавшего из-за поворота трактора). Снегоходные трассы специально подготавливаются: расчищаются от лишнего снега, обносятся ограждениями. Они идеально подходят для тех райдеров, которые ездят на снегоходе просто ради самого процесса. Также они хороши для новичков, которые хотят освоить управление не на небольшом пятачке возле дачи, а на длинном участке. 

Но есть и ограничения. Одно из главных касается скоростного режима: в зависимости от оживленности трассы, количества и крутизны поворотов, на маршрутах может быть установлена максимально разрешенная скорость. 

Не-снегоходная дорога

Пустая, широкая, хорошо укатанная дорога где-нибудь в лесу так и просит прибавить газ. Но делать это стоит с осторожностью, как минимум при первом знакомстве с маршрутом. Если такие дороги находятся вблизи жилых поселений — на них могут ставить ограждения, чтобы по ним не ездили автомобили, и на большой скорости в такое ограждение можно въехать (особенно если это невысокий бетонный блок, который может занести снегом). А еще на них можно встретить лесовоз или трактор. 

Места рядом с жильем, стройками, свалками, автомобильными дорогами

Опасны тем, что под снегом может скрываться что угодно — от мусора до трубопроводов. Поэтому кататься рядом с местами, где живут и работают люди или ездят автомобили, стоит осторожно. 

Горы

Катание в горах — яркий и незабываемый опыт, но он требует опыта и концентрации, а также горного снегохода (такие модели имеют небольшой вес, мощный мотор и узкую длинную гусеницу с большим грунтозацепом).

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

На горных склонах райдеру приходится активнее двигаться по сиденью и наклоняться корпусом, чтобы безопаснее входить в повороты на склонах

При езде сложности могут создавать яркий солнечный свет, возможность схода лавин, склоны разной степени крутизны, а также обрывы, которые могут скрываться за каждым гребнем, и камни под снегом. 

Пересечение дорог

Рядом с цивилизацией водителю может понадобиться пересечь автомобильную дорогу. В таком случае действовать нужно примерно так же, как при переходе пешком через проезжую часть: 

  • ищем место, где в обе стороны дорога далеко просматривается;
  • останавливаемся, слезаем со снегохода и осматриваем участок, на котором будем пересекать дорогу: хватит ли на самой дороге глубины снега, нет ли ограждений или канав по обочинам;
  • подъезжаем к краю дороги, еще раз смотрим в обе стороны, и переезжаем на другую сторону напрямую (не под углом, чтобы как можно меньше времени ехать по дороге). 

Движение в разных условиях видимости

Освещенность — один из главных факторов, влияющих на безопасность езды. Причем мешать может как недостаток света, так и его избыток. 

Яркий солнечный свет

Он обычно бывает в горах, и именно там он особенно опасен — из-за яркого освещения можно не заметить камень или обрыв. Но и в чистом поле в солнечный день тоже стоит кататься аккуратно: не разгоняясь слишком сильно, если впереди ограничена видимость, или если маршрут не изученный. 

Кроме общей осторожности, важно носить подходящие очки. Для яркого солнечного дня подходят бронзовые, коричневые или черные линзы. Но важно учесть, что они ухудшают видимость при обычной или слабой освещенности. Поэтому если солнце зайдет — линзы стоит сменить. Универсальный вариант — красные стекла: они позволяют четко видеть ландшафт и при средней освещенности. 

Туман, сумерки, метель

Для всех этих условий правила одинаковые: максимально снижаем скорость, включаем весь свет и надеваем прозрачные очки. Важно следить за зарядом аккумулятора: зимой оказаться с заглохшим снегоходом вдали от цивилизации, особенно в метель, как минимум неприятно. 

Движение по снегу разной плотности

Глубокий нетронутый снег.  Чаще всего встречается на полях и в лесу. На нем снегоход может крениться из стороны в сторону, а на рыхлых участках — буксовать и «тонуть». Поэтому стоит держать управление уверенно и быть готовым действовать быстро: наклоняться корпусом, спрыгивать со снегохода, менять направление езды. 

Укатанный плотный снег. Если снегоход не предназначен для плотно укатанного снега, ездить желательно медленно, без резких разгонов и торможений. 

Размокший снег. Размокший снег тяжелый, легко комкается, под ним может скрываться лед, а если снегоход загрузнет — выкапывать его придется стоя в воде. Поэтому такие участки опасны для любых снегоходов. Определить их можно по потемневшей колее, которая остается за лыжами и траком. Ещё на размокшем снегу скорость снижается, так как грунтозацепу тяжелее отбрасывать тяжелые комки. Поэтому если вы заметили впереди такой участок — объезжаем его. Если это не удается, или если вы уже на нем — определяем самый короткий путь до более «сухого» снега, и выезжаем по прямой, в идеале не сбрасывая скорости.  

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Потемневшие участки легко выдают мокрый снег

Лед. Льда стоит избегать: ни грунтозацепы гусениц, ни лыжи для него не предназначены. Конечно, они не сломаются, и проехать по льду можно, но управлять снегоходом на таком участке будет намного сложнее. Главные правила — проезжать лед нужно медленно, не делая резких поворотов, не газуя, ни в коем случае не допуская экстренного торможения. 

Участки с асфальтом или грунтом. Движение по участкам без снега может перегреть двигатель (потому что обычно он охлаждается снегом), повредить склизы и лыжи. А еще управлять снегоходом на асфальте и земле практически невозможно. Поэтому такие участки нужно объезжать. Если это невозможно (например, нужно пересечь автомобильную дорогу без снега, или если вы завершаете маршрут, впереди оттаявший участок, а бензина на возвращение прежним путем уже не хватит) — проезжать их нужно по прямой, не сбавляя ход и по возможности не поворачивая руль. 

Движение под наклоном

В горку. Если снегоход не очень мощный, райдер едет с  пассажиром, а горка крутая и высокая — можно попросить пассажира слезть и подняться пешком. Перед заездом можно слегка разогнаться, набрав скорость на прямом участке до склона. На сиденье нужно либо сместиться как можно ближе к рулю и наклониться к нему, либо привстать, чтобы лыжи лучше прижимались к снегу. Если почувствуете, что снегоход не справится с подъемом — постарайтесь плавно повернуть его в любую сторону: двигаться вверх под углом будет легче, чем напрямую. 

С горки. Спускаться с вершины нужно усевшись на сиденье подальше, слегка откинув корпус назад. Если навстречу будут ехать другие снегоходы — подождите и дайте им проехать. Движение начинаем медленно, разгоняться, по крайней мере с самой вершины длинного склона — нежелательно. Тормозом при необходимости работаем коротко: нажимаем и быстро отпускаем. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Видно, что райдер при подъеме по склону наклонился корпусом вперед

Вдоль склона. Езда вдоль склона возможна, если нужно подняться в очень крутую горку, которую не возьмешь напрямую, или если вы движетесь на большой по площади возвышенности, где склон везде. В таком случае стоит крепче держать руль, поскольку его может увести вниза, ехать на полусогнутых ногах и переносить центр тяжести к вершине склона. 

Прочие нюансы

Сюда отнесем все пункты, которые не вписались в остальные разделы, но которые обязательно нужно знать. 

Общие советы

  1. Никогда не отвлекаться от управления. Даже если справа в деревьях будет пастись стадо красивых оленей или пробегать лисица с лисятами — сначала нужно полностью остановиться, и только потом осматриваться. 
  2. Надевать экипировку по погоде, обязательно ездить в шлеме и специальных ботинках. 
  3. С осторожностью относиться: к темноте, туману, яркому свету, метели, деревьям, кустам, глубоким сугробам, льду, «оголившейся» земле или асфальту, крутым склонам, незнакомым участкам и любым другим местам и условиям, в которых повышается вероятность не заметить препятствие. 

Подготовка к поездке

Перед выездом обязательно нужно:

  • проверить прогноз погоды (температура, осадки, сила ветра);
  • правильно рассчитать, хватит ли топлива на маршрут (учитывая что реальный расход всегда будет больше, чем расход по паспорту);
  • при поездке куда-либо в одиночку сообщить родным или друзьям примерный маршрут и срок возвращения;
  • в более-менее далекие поездки брать с собой минимальный набор инструментов, воду, еду, лопату, сигнал охотника и спички или зажигалку (а еще очень желательно освоить основные принципы выживания вдали от цивилизации).

Физическое и психическое состояние водителя

За руль снегохода нельзя садиться: 

  • голодным, сильно уставшим, ослабшим после болезни или сонным;
  • с какими-либо травмами, незажившими ранами (в том числе после операций);
  • в состоянии измененного сознания (под воздействием каких-либо веществ или алкоголя);
  • в состоянии сильного стресса ( грусть, гнев, депрессия, переживание или даже радость тоже могут изменить восприятие реальности, ухудшить внимательность, подтолкнуть на резкие маневры или превышение скорости). 

Тест-драйв

Прежде чем выезжать на реальный маршрут, особенно в одиночку и на новом снегоходе — стоит проехаться рядом с домом (или с пунктом проката). Такой тест-драйв позволит привыкнуть к поведению техники: отклику газа на нажатие курка, набору скорости, обзору, вхождению в поворот, торможению. Кататься нужно столько, сколько понадобится, чтобы научиться уверенно тормозить с разной скорости. 

После отработки базовых действий можно прокатиться чуть дальше: например, вокруг дачного поселка. И повторить все маневры в реальных условиях. 

Отличия между одной и двумя лыжами

Классический снегоход имеет пару лыж и одну гусеницу. Но в России встречается и альтернативный форм-фактор: одна лыжа и пара гусениц. Именно так устроены снегоходы Русская Механика «Буран», выпускаемые еще с советских времен и до сих пор очень популярные. 

Как правильно ездить на снегоходе: подробный гайд по основам управления

Снегоход Буран имеет одну лыжу и пару гусениц

Отличия между «Буранами» и снегоходами с парой лыж следующие:

  • снегоход с одной лыжей поворачивает плавнее, и радиус поворота для него нужен больший;
  • пара гусениц «Бурана» имеют общую ширину в 720 мм, за счет чего они лучше проходят по рыхлому глубокому снегу, чем снегоходы с меньшей шириной гусениц. 

Курсы езды на снегоходе

Обучиться вождению можно в крупных городах или в населенных пунктах, где снегоходы используют в качестве «обычного» транспорта. Если есть возможность, курсы стоит пройти: новичков там учат быстро, дают очень полезных знаний и навыков. Но в принципе курсы не обязательны, особенно если на снегоходе вы не планируете покорять сложные маршруты или сразу отправляться в далекие поездки. 

Подведем итог

Несмотря на большой объем теории — ездить на снегоходе несложно, интересно и увлекательно. Отрабатывать навыки вождения нужно только на практике, причем в большинстве случаев райдер инстинктивно понимает, что именно нужно делать за рулем. Лучше один раз проехаться, чем сто раз прочитать об этом — так что рекомендуем не тратить время на долгое чтение, а отправляться кататься.