Чем чаще вы осматриваете снегоход – тем меньше риск его поломки и аварии. В статье мы расскажем, что требует регулярной проверки и настройки.
Чем чаще вы осматриваете снегоход – тем меньше риск его поломки и аварии. В статье мы расскажем, что требует регулярной проверки и настройки.
Перед запуском двигателя. Убедитесь, что на гусеницах и роликах нет ледяных наростов, а ремень вариатора без потертостей, торчащих нитей и прочих следов износа. Оцените, достаточно ли в баке топлива для поездки. Проверьте уровни масла, тормозной жидкости и антифриза, целостность шланга тормозной системы. Убедитесь, что колодки не трут диск, у них нормальная толщина, а у тормозного рычага нет избыточного хода.
Также важно проверить, затянуты ли стопорные гайки передней подвески:
Проверьте уровни жидкостей
После запуска двигателя. Проверьте индикаторы «приборки», работу ручного тормоза, подогрева и светотехники. Убедитесь, что курок газа не заедает, а «чека безопасности» своевременно глушит двигатель.
Во время прогрева двигателя. Убедитесь, что взят необходимый багаж – это запасной ремень вариатора, дополнительное топливо, масло (если снегоход двухтактный), вода, трос, инструменты и свечи, аптечка, навигатор, средства связи.
Периодически нужно проверять и обслуживать воздушный и топливный фильтры, карбюратор, аккумулятор, тросик газа, подвеску, трансмиссию, лыжи и гусеницу.
Воздушный фильтр. Проверяется каждую неделю. Если фильтр грязный – надо почистить; если обнаружены дыры или иные повреждения – заменить.
Топливный фильтр. Проверяется каждую неделю. Грязный фильтр меняют на новый.
Карбюратор. Обычно чистка карбюратора нужна после долгого хранения. Его следует разобрать, положить все металлические детали в отдельную емкость, обработать специальным очистителем карбюратора и дать постоять. После чего под струей воды почистить зубной щеткой. Важно – на резиновые и пластмассовые детали очиститель попасть не должен. После разборки и сборки карбюратора потребуется его заново настроить. При отсутствии навыков это лучше доверить специалисту.
Аккумулятор. Если АКБ 12-вольтовая, и напряжение ниже 12,5 В – лучше снять и зарядить. Обычно это необходимо после долгого хранения, но рекомендуется проверять каждые 3 месяца.
Тросик газа. Чтобы избежать замерзания в рубашке из-за конденсата, в начале сезона лучше обработать тросик смазкой, которая вытесняет влагу. Она не должна быть консистентной.
Свечи зажигания. В нормальном состоянии изолятор головки желто-коричневый или светло-коричневый. Небольшой нагар – некритичен. На электродах не должно быть прогаров или эрозии. Белый или светло-серый цвет изолятора – признак перегрева двигателя, а черный цвет – показатель неполного сгорания топлива.
Точки шприцевания. Периодичность смазки механизмов через пресс-масленки указана в руководстве по эксплуатации – одни производители рекомендуют делать это раз в месяц, другие ежегодно.
Склизы. Это пластиковые накладки на полозе снегохода. Чем больше снега – тем дольше они служат. Для измерения износа предусмотрена контрольная полоса: если склизы стерлись до нее – нужна замена. Проверять рекомендуется каждую неделю.
Ролики. После долгого хранения их проверяют на наличие люфта.
Вариатор. Производители рекомендуют периодически убеждаться в отсутствии износа, повреждений и следов ремня на шкивах. Для чистки можно использовать очистители (не на углеводородной основе).
Состояние ремня вариатора. Замена нужна, если при движении ощущаются вибрации и запах горелого от трансмиссии. Также состояние ремня можно оценить внешне – на нем не должно быть трещин, потертостей, неравномерного или одностороннего износа, боковых потертостей, торчащих нитей армирующего корда, повреждений или отсутствия зубцов. Новому ремню для продления срока службы требуется правильная обкатка – на протяжении 30-50 км нельзя открывать дроссельную заслонку более, чем на 50%.
Соосность шкивов вариатора и натяжение ремня. Проверяется в соответствии с руководством по эксплуатации конкретной модели.
Цепь КПП. Проверять желательно каждую неделю. Растянутая цепь перескакивает на зубьях и может порваться под нагрузкой. При настройке важно оставить небольшой свободный ход, перетягивать цепь – нельзя.
Схождение. Неверный угол схождения лыж – одна из частых причин ухудшения управляемости снегохода. Для замеров надо загрузить переднюю подвеску и поставить руль прямо. От болта крепления лыжи отмеряют 25 см вперед и назад, затем на этом расстоянии измеряют ширину колеи. Сзади она должна быть меньше на 3-5 мм (если в руководстве по эксплуатации не указано иное значение).
Состояние коньков. Износ больше половины исходного диаметра – повод для замены коньков.
Регулировка проводится на «вывешенном» снегоходе с прогретой (раскатанной) резиной.
Общий осмотр. Из полотна не должны торчать армировочные нити. При обмерзании они шумят, создают вибрации в подвеске, приводят к рваным повреждениям резины. При обнаружении нити лучше удалить – зажигалкой или горелкой.
Натяжение. Если гусеница натянута достаточно, при давлении на нее веса 4.5 кг расстояние до задней направляющей будет около полутора сантиметров. Также о неверной настройке говорит глухой стук при движении снегохода.
Если гусеница ослаблена, для регулировки нужно ослабить крепление задней оси, затем прокручивать регулировочные болты с обеих сторон по часовой стрелке.
Центровка. Важно убедиться, что гусеница стоит ровно. Для этого потребуется завести снегоход, прокрутить гусеницу, а затем посмотреть на положение фиксатора относительно полоза. Если есть смещение в одну из сторон, надо ослабить или подтянуть один из регулировочных болтов. После чего снова провернуть гусеницу (не применяя тормоз) и убедиться в точности регулировки.
После настройки важно не забыть закрутить контргайки и болты крепления оси.
Выше описан общий процесс регулировки снегохода. В зависимости от модели, периодичность и количество необходимых операций могут отличаться. Поэтому желательно свериться с руководством по эксплуатации.