Шлем для квадроцикла – как выбрать

Нужны ли водительские права на мотовездеход?
Нужны ли водительские права на мотовездеход?
29.07.2020
Старт продаж CFMOTO ZFORCE 1000 Sport EPS!
Старт продаж CFMOTO ZFORCE 1000 Sport EPS!
30.07.2020
Шлем для квадроцикла – как выбрать

Получить травму можно даже на небольшой скорости и без падений – от отскочившей ветки или камня, порванного буксировочного троса или попавшего в лицо насекомого. Восстанавливать здоровье при этом – дороже и дольше, чем квадроцикл. Поэтому шлем обязателен. Из каких материалов и какой формы безопаснее – мы расскажем в статье.

Виды шлемов

Шлемы отличаются по форме, весу, материалу и наличию визора (защитного стекла). Деление на «мужские» / «женские» или «детские» / «взрослые» — условно, они отличаются лишь расцветками и размером.

Открытые

Легкие, не ограничивают видимость и хорошо вентилируются. Не мешают пить, есть и разговаривать. Защищают от веток, камней и штрафа при встрече с инспектором ДПС. Из-за открытой нижней части лица при падениях и столкновениях высокий риск травмы челюсти. Поэтому для квадроцикла такие шлемы не подходят.

К открытым шлемах относятся каска, «три четверти», «половинка» и «джет».

Шлем для квадроцикла – как выбрать

Закрытые шлемы (фулл-фейс)

Тяжелее и дороже открытых, но полностью закрывают голову. Кроме травм, могут частично или полностью защищать от ветра, шума, холода и пыли.

Интеграл. За счет целостной конструкции это самый безопасный шлем. Также он лучший по шумоизоляции и аэродинамике, но для квадроцикла это неактуально. Из минусов – ездить в нем по лесу душно. Обзорность хуже, чем в кроссовом шлеме. Нет козырька.

Кроссовый. Разновидность интеграла с козырьком для защиты от веток, солнца и моросящего дождя. Имеет удлиненную форуму для облегчения дыхания и усиленную защиту подбородка. Визором такие шлемы, как правило, не оснащаются. Вместо них надевают очки – они обеспечивают хорошие углы обзора и вентиляцию. Пример кроссового шлема – 509 TACTICAL.

Модуляр (трансформер, флип-ап).  Похож на интеграл, но имеет подъемную челюстную дугу. За счет этого райдер может пить, есть и общаться в шлеме. При этом из-за сложной конструкции модуляр тяжелее и дороже других шлемов. Могут возникать проблемы с вентиляцией и свист при езде. Безопасность модуляра самая низкая среди закрытых шлемов — от удара дуга иногда вылетает. Пример шлема-модуляра – 509 Delta R4.

Шлем для квадроцикла – как выбрать
Интеграл

Шлем для квадроцикла – как выбрать
Кроссовый

Шлем для квадроцикла – как выбратьМодуляр

Материалы

Шлемы для квадроцикла состоят из твердой внешней оболочки («скорлупы), внутреннего амортизирующего слоя и съемной подкладки.

Внешняя оболочка может состоять из термопластиков или композитов. Поликарбонатные (пластиковые) шлемы тяжелее и массивнее композитных, менее прочные, но стоят дешевле. Самые ненадежные — из пластика ABS. Качественный пластик эластичен, но при предельных нагрузках лопается.

Композитные шлемы состоят из стекловолокна, арамида, фибергласса, углепластика, стеклоткани, углеткани, карбона, кевлара и подобных материалов, которые скрепляют смолами, сжимают и запекают. Самые прочные имеют минимум три слоя с разными характеристиками «пробиваемости», сжатия/растяжения и жесткости. Проминаются, не допуская проникающих повреждений. Они легче и надежнее пластиковых, но стоят дороже. Внешняя оболочка равномерно распределяет энергию удара при аварии и передает ее мягкому внутреннему слою.

Шлем для квадроцикла – как выбрать

Внутренняя оболочка состоит из многослойного EPS (пенополистирола) разной плотности и толщины. Это универсальный легкий материал, который гасит энергию удара, а также со временем для удобства принимает форму головы.

К внутренней оболочке добавляются поролоновые уплотнители и тканевая часть. В качественных шлемах она съемная — можно постирать или заменить.

Сменную часть шлема делают из гипоаллергенных тканей. Она создает дополнительный комфорт, согревает в холод и отводит влагу в жару. Синтетическая легче и менее требовательна к уходу, но может раздражать кожу. Натуральная комфортнее, но тяжелее, сложнее в уходе и менее гигиенична.

Визор

Визор делают из поликарбоната. Он может быть прозрачным, тонированным или цветным. Бывают визоры с двойными стеклами и защитой от царапин. Также они могут покрываться пленками и спецсоставами: антитуманными, антибликовыми и предотвращающими запотевание изнутри.

На визор можно установить подогрев (от запотевания и обледенения), идущий в стандартной комплектации или купленный отдельно. Питание он получает по проводу от квадроцикла, что не всегда удобно при экстремальном вождении.

Какой шлем для квадроцикла выбрать

Шлем для квадроцикла – как выбрать

Путешествия. Для лета и весны подходит кроссовый шлем – он лучше вентилируется и защищает от солнца. Для осени и зимы лучше выбрать интеграл со встроенным подогревом визора и системой отвода выдыхаемого воздуха. Модуляр можно надеть для непродолжительной прогулки, но в долгом путешествии из-за большего веса он менее комфортен, чем другие шлемы.

Катание на треке и трюки. Оптимальный выбор – кроссовый шлем из композитных материалов. Кроме травм, он защитит от перегрузок, при которых в тяжелом шлеме легко перенапрячь или повредить мышцы шеи.

Хозяйственные работы. Подойдет кроссовый шлем или интеграл без визора, с хорошей вентиляцией.

На что обратить внимание при покупке

Посадка. Шлем должен равномерно облегать голову, не давить, не тереть. Просторный шлем, который болтается на голове, повышает риск травмы. Поэтому не нужно пользоваться чужим и покупать ребенку «на вырост».

Чтобы проверить, как сидит шлем, двумя руками покрутите его в разные стороны, сопротивляясь головой и шеей. Шлем не должен проворачиваться. Покачайте и покрутите головой. Важно, чтобы шлем не мешал видимости и не сужал поле периферического зрения. Если носите очки — примеряйте шлем с ними.

Лайфхак для мужчин с узким лицом — если все шлемы на вас болтаются, обратите внимание на так называемые «женские» модели, они часто уже. Обратное верно для женщин с широкими скулами — присмотритесь к «мужским» моделям.

Вес. Чем больше вес, тем быстрее устают шея и голова. Для коротких прогулок лишние 100 грамм не важны, но за них лучше переплатить при выборе шлема для путешествий и экстремальной езды.

Сертификация Шлем должен быть сертифицирован по мировым стандартам. Поэтому Если стандарт вам неизвестен — спросите о нем у продавца и перепроверьте информацию в интернете.

  • DOT FMVSS 218, США — сертификат выдает свое продукции сам завод-изготовитель, поэтому не дает гарантии, что тест был проведен и данные достоверны.
  • SNELL M2015 (SMF), США — шлем протестирован в спецлаборатории и прошел тесты, аналогичные DOT, но с повышенными требованиями.
  • ECE 22.05, Евросоюз — выдается продукции, которая отвечает требованиям, более жестким, чем Snell и DOT, его получают шлемы, используемые на мировых чемпионатах.
  • SHARP, Великобритания — добровольный тест шлемов, которые уже выпущены на рынок, выдает оценки от 1 до 5 звезд.

Шлем для квадроцикла – как выбрать
Пример расположения меток о сертификации

Менее популярные: ГОСТ Р 41.22-2001 (Россия), JIS (Япония), SAI AS1698 (Австралия), SG или CPSA Japan (Япония), BS6658 (Великобритания, устарел), ACU (Великобритания).

Срок годности и дата изготовления. Это маркеры качества, т.к. их проставляют, как правило, только серьезные бренды. Использовать дольше срока годности шлем нельзя — к этому времени материалы теряют изначальные защитные свойства.

Вентиляционные отверстия и отсекатель дыхания — важные элементы пассивной защиты от запотевания и перегрева.

Застежки. Бывают разной формы, но самыми надежными считаются D-rings (D-образные застежки-кольца), а самыми удобными — застежка с «трещеткой» quick-release.

Механизм подъема визора — одна из самых уязвимых частей шлема. Должен быть удобный срабатывать без заеданий.

Как часто покупать шлем

Шлем — расходник, рассчитанный на один раз, чтобы защитить голову в момент удара. После этого нужно покупать новый. С точки зрения износа и старения материалов шлем рассчитан примерно на 5 лет. Но, как правило, служит от одного до трех сезонов.

При носке внутренняя подкладка сминается и утрамбовывается. После падений, ударов, попадания мелких камней на поверхности появляются микротрещины. Соответственно, защитные свойства снижаются.

После аварии, если есть видимые повреждения, менять шлем обязательно. Если видимых повреждений нет — можно воспользоваться услугой проверки шлема у производителя или спецмагазина.

Можно заменять отдельные части:

  • визор (стекло) — царапины на нем бликуют и ухудшают обзор,
  • козырек — иногда ломается быстрее, чем изнашивается шлем,
  • застежка — со временем ослабевает или ломается,
  • съемная подкладка — если шлем сидит не так хорошо, как раньше.