Двухтактные снегоходы – особенности, плюсы и минусы

Самодельные квадроциклы – варианты из «ВАЗа», «Урала» и мотоблока, стоит ли строить
Самодельные квадроциклы – варианты из «ВАЗа», «Урала» и мотоблока, стоит ли строить
21.02.2021
Спутниковые противоугонные системы Цезарь Сателлит обеспечат безопасность Вашей техники!
01.03.2021
Двухтактные снегоходы – особенности, плюсы и минусы

Двухтактные моторы обычно ставят на кроссовые и горные снегоходы. Они быстро набирают обороты, а по литровой мощности превосходят четырехтактные двигатели примерно в полтора раза. Но при этом имеют недостатки, из-за которых редко используются на современной туристической и утилитарной технике. Подробнее о плюсах и минусах «двухтактников» – расскажем в статье.

Двухтактные снегоходы – особенности, плюсы и минусы

Двухтактные снегоходы – особенности, плюсы и минусы

Отличия в работе двухтактного двигателя

Полный цикл работы «двухтактника» происходит за один оборот коленчатого вала:

  • топливо впрыскивается в кривошипную камеру при движении поршня в верхнюю мертвую точку, перед которой происходит сжатие и воспламенение ранее поданной топливовоздушной смеси;
  • когда поршень движется вниз, за счет роста давления под ним смесь поступает в камеру сгорания через боковые каналы, а через выпускной коллектор выходят отработавшие газы.

Полный цикл работы «четырехтактника» происходит за два оборота коленчатого вала:

  • при открытом впускном клапане топливовоздушная смесь поступает в камеру сгорания – поршень в это время движется вниз;
  • когда впускной клапан закрывается, поршень движется вверх и сжимает смесь;
  • при приближении поршня к верхней мертвой точке свеча дает искру, происходит воспламенение топлива – поршень движется вниз за счет возросшего давления после взрыва;
  • при движении поршня вверх выхлопные газы выходят из двигателя через выпускной клапан.

Почему двухтактный снегоход мощнее четырехтактного

По литровой мощности двухтактные моторы в полтора раза превосходят четырехтактные, к тому же быстрее набирают обороты. Причина в том, что при той же частоте вращения коленчатого вала в них происходит в два раза больше рабочих циклов. До 50% мощности при этом забирают процессы газообмена.

Причины большего расхода «двухтактника»

При поступлении в камеру сгорания топливовоздушная смесь вытесняет выхлопные газы. Отсюда и повышенный расход – часть топлива буквально вылетает в трубу. Кроме того, смесь уходит и через впускную систему при движении поршня вниз. В среднем четырехтактный двигатель экономичнее двухтактного на 20-30%.

Если «двухтактник» с лепестковыми клапанами, его расход на малых и средних оборотах уменьшается примерно на 15% – так как они препятствуют выбросу топливовоздушной смеси обратно.

Также бывают двухтактные инжекторные моторы, в которых топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания – в тот момент, когда поршень уже перекрыл все окна. Такие агрегаты самые экономичные и сравнимы с «четырехтактниками».

Обслуживание двухтактного снегохода

Кроме бензина, двухтактный снегоход расходует масло – оно смазывает детали коленчатого вала и поршневой. На современной технике, как правило, масло заливается в отдельных бачек, но на некоторых моделях его нужно самостоятельно смешивать с бензином и заливать в топливный бак (стандартная пропорция – 1:50, но лучше свериться с мануалом конкретного снегохода).

Подробнее об обслуживании снегоходов – читайте в статье по ссылке.

Ресурс – какой мотор «проживет» дольше

В исправном состоянии «двухтактник» не будет сильно уступать по надежности четырехтактному мотору. Но нужно учитывать – при работе на высоких оборотах двигатель всегда изнашивается быстрее, а современные двухтактные снегоходы – это чаще всего горные или кроссовые модели, которые часто используют «на полную».

Ненадежность, которую приписывают двухтактному мотору, связана с его требовательностью к качеству топливовоздушной смеси. Если она бедная, детали недостаточно смазываются, перегреваются и деформируются под нагрузкой. Привести к этому может, например, нарушенная герметичность патрубка соединения карбюратора или инжектора с цилиндром, либо износ сальников коленчатого вала. Подробнее – в следующем видео:

Другие особенности двухтактного снегохода

Кроме перечисленного выше, у двухтактного мотора есть еще несколько особенностей:

  • сильный запах выхлопа (связан со сгоранием масла);
  • громкий выхлоп;
  • меньший вес относительно «четырехтактника» – примерно на 30%, что положительно сказывается на управляемости снегохода.

Кратко – стоит ли покупать двухтактный снегоход

Двухтактные снегоходы быстрее набирают обороты и мощнее четырехтактных, поэтому больше подходят для экстремального катания. Но при этом они громко работают, в среднем не так экономичны, имеют едкий запах выхлопа, расходуют масло и очень требовательны к качеству топливовоздушной смеси – если она будет обедненной, впоследствии потребуется дорогостоящий ремонт. Владельцу двухтактного снегохода важно следить за герметичностью впускного патрубка и износом сальников коленчатого вала. То есть желательно разбирать двигатель после каждого сезона.

Четырехтактные снегоходы экономичные, не так требовательны к обслуживанию, лучше «тянут» на низах, меньше шумят и дымят – поэтому их чаще выбирают туристы, любители прогулочного катания и охотники.